Благочиние Влахернского округа города Москвы

Утреня с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

Чин Погребения, совершенный в составе всенощного бдения накануне праздника, имеет Иерусалимское (Гефсиманское) происхождение и является подражанием Чину погребения Христа Спасителя на утрени Великой субботы. Он именуется также "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии".

После мирной ектении на утрени, на "Бог Господь" распевом подобна "Благообразный Иосиф..." пелись особые тропари чина Погребения:

БЛАГООБРАЗНЫХ УЧЕНИК ЛИК НЫНЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ, О ЧЕСТНАЯ, НЕСКВЕРНОЕ ТЕЛО ТВОЕ СЛЕЗАМИ ЧИСТЫМИ ОМОЧИВ, ЯКО АРОМАТЫ, ВО ГРОБЕ ЧЕСТНЕ ПОГРЕБАЯ ПОЛОЖИ: НО ТРИДНЕВНО ПРЕСТАВИЛАСЯ ЕСИ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ПОДАЮЩИ МИРОВИ БОЖЕСТВЕННУЮ МИЛОСТЬ.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

ЕГДА СНИЗШЛА ЕСИ К СМЕРТИ, ЖИВОТА МАТИ БЕЗСМЕРТНАЯ, ТОГДА АД УДИВИСЯ И УЖАСЕСЯ СТРАШНО: ЕГДА ЖЕ УЗРЕЛАСЯ ЕСИ ПРЕСТАВЛЬШИСЯ НА НЕБЕСА, МАРИАМ, ОТ ГРОБА, ВСЯ СИЛЫ НЕБЕСНЫЯ ВЗЫВАХУ: ЖИВОНОСНАЯ МАТИ ЖИВОТА НАШЕГО, СЛАВА ТЕБЕ.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

СВЯЩЕННЫМ УЧЕНИИКОМ, В ГЕФСИМАНИЮ ТЕЛО МАТЕРЕ БОЖИЯ НОСЯЩИМ, ПЕСНЬ, ЮЖЕ ВОЗГЛАШАЮ, ПРИЛИЧНА ЕСТЬ. СЕГО РАДИ ХРИСТА МАТЕРИ ВОИСТИННУ, ЕДИНЕЙ БОГООТРОКОВИЦЕ ВОЗОПИЙТЕ: ВОСТАНИ, О ВЛАДЫЧИЦЕ, ПОДАЮЩИ ВСЕМ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

После троекратного каждения святой Плащаницы настоятель храма совершил полное каждение храма. Затем отец настоятель положил начало "Похвалам" - к каждому стиху 17-й кафизмы читались умилительные тропари, чередующиеся со 176 стихами 118 псалма (17-й кафизмы)

Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях. Этим подчеркивается, что воскресение Христа Спасителя открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11: 25).

По 6-й песни канона хором храма был пропет кондак праздника "В молитвах неусыпающую Богородицу..." напева Киево-Печерской Лавры, а по 9-й песни - светилен: "Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой".

При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена духовенством и прихожанами вокруг Свято-Тихоновского храма, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.

После совершения крестного хода духовенство совершили поклонение святой Плащанице Богородицы и помазало прихожан освященным елеем.