Благочиние Влахернского округа города Москвы

Музыкальный Златоуст

       

Накануне празднования памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского 25 ноября 2017 года в Большом зале Московской консерватории состоялся ночной концерт оркестра «musicAeterna» под руководством прославленного дирижёра Теодора Курентзиса. Благодаря тому, что концерт этот начинался довольно поздно, после 21 часа, православным ценителям творчества Г.Малера и А.Берга удалось попасть на него по окончании Всенощного бдения. В ушах ещё звучала похвала златоустому проповеднику 4 века, «восприявшему от Небес Божественную благодать и учившему всех покланятися в Троице Единому Богу» (кондак святителя).

      Слушая Курентзиса, я ловил себя на мысли, что и он являет нам сегодня божественную красоту, сияющую «якоже светлость огня».

      Признаюсь, что я не отношу себя к поклонникам Ново-венской школы.     И при всем моем уважении к мастерству ее композиторов, мне до сих пор не доводилось испытать наслаждения от их музыки, которая казалась мне слишком умозрительной, сконструированной по выдуманным схемам. Готовясь к концерту, я всё же попытался вникнуть в нее, прослушав записи знаменитого скрипичного концерта Альбана Берга в исполнении известных мастеров, но ни одна из них не вызвала в душе эмоционального отклика, не зацепила за живое.  Я уже приготовился  покорно принести в жертву современной музыке полчаса своего времени, не ожидая никакого потрясения от предстоящего прослушивания. Каково же было мое изумление, когда с первых звуков оркестрового вступления музыка А.Берга властно завладела моим вниманием и уже не отпускала до самого конца, заставляя жадно вслушиваться в необычно терпкие гармонические созвучия проникновенного исполнения Патриции Копачинской и оркестрантов «musicAeterna», ведомых своим вдохновенным маэстро.

        Конечно, живое исполнение не идёт ни в какое сравнение с музыкой «законсервированной» в записях, даже самых удачных. Но здесь ощущалось какое-то особое, завораживающее слушателей, волшебство, затрагивающее сокровенные струны души.

       Во втором отделении прозвучала первая симфония Г.Малера «Титан», в исполнение которой маэстро вкладывает столько любви и самоотдачи, что его музыка на наших глазах, как бы рождалась заново. Удивительно прозрачное, трепетное звучание оркестра создавало впечатление нереального марева с инструментами, перекликающимися как будто бы далеко за сценой. Музыка под чуткими руками Теодора жила и дышала, то замирая в глубоком благоговении, то изливаясь мощным потоком неудержимой энергии, подобно кипящей лаве, извергающейся из  жерла огнедышащего вулкана. Никакими словами не передать сладость погружения вслед за дирижером в таинственные глубины феерического созерцания и концентрации духовной энергии, напаяющей музыку горячей пульсацией крови и титаническим напряжением жил. Никакими словами не выразить благодарности маэстро Курентзису за счастливую возможность вырваться из потока повседневной суеты и окунуться в живительную атмосферу любви и красоты.

        Уж полночь близилась, но публика не спешила расходиться, восторженными аплодисментами благодаря музыкантов и не отпуская их со сцены. И ожидания её были вознаграждены исполнением «на бис» неземной музыки «Адажието» (из 5 симфонии Г.Малера), завораживающей волшебным сиянием тихого света, льющегося из иной реальности, где времени уже нет!  Последние аккорды истаяли в вышине, а зал, затаив дыхание, замер в глубоком молчании, не смея разрушить своими аплодисментами благоговейную тишину.

          Покидая консерваторию зрители уносили с собой чувство горячей признательности исполнителям за пережитый катарсис, за ощущение сопричастности к чуду рождения музыки, наполняющей душу энергией  обновления и любви. Хотелось всех обнимать, всем творить добро, радуясь тому, что Курентзис своим творчеством дарует нам божественную благодать в звуках из вышнего мира, являясь музыкальным проповедником – Златоустом наших дней!

26.XI.2017 г.

Москва