Благочиние Влахернского округа города Москвы

Святой Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный».

С юности будущий апостол всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занялся рыболовством.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города – Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы, став его ближайшим учеником. Многие начали думать, что, может быть, Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном Богословом последовали за Иисусом. Господь увидев их, спросил: «Что вам надобно?». Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», – ответил им Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Все же апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому служению. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр с братьями Иоанном и Иаковым  должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети, последовали за Христом и стали с того момента Его учениками.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, стал называться Первозванным. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей Первозванный вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Этот удел составили: Малая Азия, Балканский полуостров, берега Черного моря, Грузия, Крым и Европейская Россия. Церковное предание сохранило память о его апостольских странствиях. Одно из них святой Андрей совершил с апостолами Петром и Матфием в Антиохию Сирийскую (ныне селение Антакья на юге Турции) и в Синоп, на южном берегу Понта Евксинского (Черного моря). В Синопе иудеи заключили апостола Матфия в темницу и намеревались умертвить его. Апостол Андрей поспешил в город, двери темницы пред ним раскрылись. И оковы с узников спали. Далее апостол Андрей отправился на Восток.

Однажды апостолу Андрею явился Иисус Христос и сказал: «Спеши опять в Вифанию и не бойся, Я с тобою состранствую; еще же и земля Скифов тебя ожидает» (Вифания – страна по берегам Черного моря и Босфора, Скифией называли земли на юге нынешней России). Жители города Никеи (современный Изник на северо-западе Малой Азии) встретили евангельскую проповедь враждебно. С целью их обращения апостол совершил многие знамения, крестил уверовавших жителей, на месте синагоги воздвиг церковь Христову и пребывал в Никее два года. В Синопе апостол был жестоко избит иудеями и брошен замертво, но явился Спаситель и исцелил его.   В другой раз святой Андрей со спутниками достиг Грузии, апостол Матфий остался проповедовать в Сванетии, апостол Симон Кананит – в Севасте (Сухуми), а апостол Андрей пошел далее в Скифию и Киммерию (земли между Черным и Азовским морями), в города Пантикапей (ныне Керчь), Феодосию и Корсунь (Херсонес). В Великой Минее митрополита Макария говорится, что херсонесцы «сотвориша Алфавитар Андреев». Возможно, это алфавит, который могли использовать равноапостольные Кирилл и Мефодий, пребывавшие в Корсуни в 860 – 861 годах  и по преданию нашедшие там Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами.

Преподобный    Нестор    в    Лаврентьевской летописи, в разделе «Откуду есть пошла Русская   землия», свидетельствует, что апостол Андрей Первозванный был и апостолом Руси, и благословение первого ученика Христова положило начало зарождению Российской земли и будущему  просвещению  ее  православной  христианской верой.   Потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник г. Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол Андрей поднялся на горы, благословил их и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.  Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселения славян, где был основан Новгород.

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея Первозванного возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Многие чудеса явил Господь через ученика Своего в этом городе. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По  молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, которая  от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Его пламенное слово просветило истинной верой почти всех граждан города Патры, и потому язычник, местный правитель Егеат, возгорелся ненавистью к апостолу Андрею и приговорил его к распятию на кресте. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Егеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея Первозванного, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Егеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту наподобие буквы Х.

Три дня и три ночи с креста апостол проповедовал для собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Егеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея с креста, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова. Стратоклис и Максимилла, жена правителя, сняли со креста тело Апостола и с честью погребли его. Егеат, мучимый совестью за смерть апостола, лишил себя жизни. Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. В 1208 году крестоносцы перенесли их в Италию, в город Амальфи, где они и почивают. Глава находится в Риме, кисть от правой руки – в московском Успенском соборе, части мощей имеются на Афоне и в других святых местах.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед.