Благочиние Влахернского округа города Москвы

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

"Явися благодать Божия, спасительная всем человеком" (Тит. 2: 11, из апостола, читаемого за Литургией в праздник Богоявления)

Началось всенощное бдение чтением великого повечерия. Трижды открывались Царские врата при пении хора учащихся православной гимназии торжественных, главных песнопений праздника: ветхозаветного библейского текста св. пророка Исаии "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!", а также тропаря "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." и кондака "Явился еси днесь вселенней...".

По чтении вседневного великого славословия был совершен чин литии - прилежного моления о всем мире - и освящение хлебов.

Описание события Крещения Господа Иисуса Христа дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34). Его духовный смысл изъясняется в стихирах, канонах и иных молитвословиях праздника, которые мы слышим за богослужениями.

"Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих..." (3-я стихира на стиховне).

"Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха" (тропарь на водоосвящении).

Приходя в храм на богослужение, мы не просто воспоминаем события многовековой давности, - пред нами рассеивается тьма веков и мы духовно предстоим тем священным событиям. Именно это Церковь подчеркивает в воспеваемом на полиелее величании праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских".

При попеременном пении величания праздника духовенством, хорами и молящимися, настоятель храма совершил полное каждение храма. После антифона и прокимна батюшка  прочитал евангельское зачало, повествующее о Крещении нашего Господа Иисуса Христа: "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". (Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).

Затем духовенство храма совершило помазание освященным елеем всех пришедших на торжественное богослужение мирян.

С раннего утра в день праздника свято-Тихоновский храм  был заполнен молящимися. Сердцевиной праздника стала  Божественная литургия, служение которой возглавил протоиерей Виктор. Настоятелю храма сослужили все клирики прихода.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на грядущее явление миру Христа Спасителя на реке Иордан и на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией. К стихам третьего антифона хор учащихся православной гимназии  припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".

После чтения заамвонной молитвы настоятель храма с сослужащим духовенством совершили Великое водоосвящение. Чин Крещенского водоосвящения называется Великим ввиду особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня: тогда через погружение в нее Сына Божия во плоти совершилось освящение самого естества воды.

При пении тропарей "Глас Господень на водах..." Духовенством был  изнесен из алтаря напрестольный крест и совершено каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10: 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангельском зачале, которое было прочитано митрополитом Сергием, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа: "И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".(Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).

По окончании всех положенных молитвословий, настоятель и сослужащии ему священники поочередно трижды погружали честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...".

Освященной водой священники окропили молящихся,  алтарь, весь храм, классы православной гимназии и все помещения на территории приходского коплекса. В завершение праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Виктор обратился ко всем молящимся с кратким словом поздравления.

О ПРАЗДНИКЕ:

Событие, ставшее основанием праздника Крещения Господня описано в Евангелии. По Божию повелению на берега реки Иордан вышел пророк Иоанн с проповедью покаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не прото праведник и пророк, "помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?" (Лк. 3: 15). Сам же Иоанн говорил о себе как о Предтече, то есть, что он предшествует Спасителю: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу..." (Ин 1:23). Приуготовление пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению.

Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". И услышал в ответ слова Спасителя: "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:14-15). Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17).

Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в свидетельстве голосом, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде голубя осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге–Троице, едином по существу и троичном в Лицах.

      О КРЕЩЕНСКОЙ  ВОДЕ:

Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе "Великой Агиасмой" - то есть "великой святыней". Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная накануне и в день праздника Крещения Господня вода используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, храмов, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается верующими как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".