Благочиние Влахернского округа города Москвы

XXVI Рождественские образовательные чтения
"Нравственные ценности и будущее человечества".

Прот. Виктор Шкабурин

О перспективах и методах музыкального образования
Православной певческой гимназии "Люблино".
Выступление на "Круглом столе" в МГУ "Воспитание через музыку".

"Нехристианская педагогика - есть вещь немыслимая -
безголовый урод и деятельность без цели".
К.Д.Ушинский

Уважаемые коллеги, дорогие братья и сестры!

Прежде всего хочу поздравить всех с днём памяти св.мч. Татианы Римской - престольным праздником домового храма Московского университета им. Ломоносова, в стенах которого мы ныне собрались на ставшие уже традиционными Рождественские чтения! В этом году они посвящены "нравственным ценностям и будущему человечества". В связи с этим, хотелось бы уточнить определение нравственности и её отличие от морали и этики. Иногда эти три понятия выдают за синонимы. Действительно, и латинское "moralis", и греческое "ethika" – переводится на русский как "нравственность". Однако, раз эти слова существуют и самостоятельно в нашем языке, значит, у каждого из них должна быть своя смысловая нагрузка.

"Нравственность" этимологически происходит от древнеславянского слова "нравы", обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. А в отдельном человеке "добронравным" или "злонравным" именуется его характер, совокупность духовных и душевных качеств. В понятиях Святой Руси духовное начало состояло в человеке из умственного различения истины и лжи и нравственного различения добра и зла. В разные времена это внутреннее представление людей о добре и зле могло не совпадать с этикой и моралью общества, в котором они жили.

Мораль – это исторически изменяемый или корпоративный свод правил и норм поведения, основанный на внешних требованиях к поведению человека, а нравственность – это "степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни" (С.И.Ожегов). Например, древнеримское выражение лояльности императору через жертвоприношения языческим богам –было несовместимо с христианским поклонением единому Богу.

Таким образом, мораль – это общественная модель должного поведения, а нравственность – осуществление этой модели в реальной жизни.

Ну, а этика – это наука о моральных нормах и их реализации, цель которой - сообщить человеку нравственные знания и способствовать формированию у него привычки к совершению поступков, соответствующих этой морали. Основатель этики – Аристотель – назвал её частью философии.

И, наконец, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная совместная деятельность родителей, педагогов, общества и, разумеется, самих учащихся, формирующая высшие нравственные ценности в подрастающем поколении.

 

Х Х Х

Разобравшись с терминами, перейдём к рассмотрению задач образования. Ныне нередко можно услышать, что главная его цель – приобрести багаж знаний: то есть – овладеть некой суммой сведений и навыков, необходимой для предстоящей профессиональной деятельности. Но возникает вопрос: куда мы отправимся с этим "багажом" и как воспользуемся им? Будет ли он востребован на жизненном пути или останется лежать мёртвым грузом в камере хранения?

В известных стихах Николая Заболоцкого задаётся риторический вопрос:

	" … что есть красота,
	И почему её обожествляют люди?
	Сосуд она, в котором пустота,
	Или огонь, мерцающий в сосуде?" 

 

Перефразируя эти замечательные стихи, можно сказать, что задача образования – не только заполнить пустоту сосуда необходимыми знаниями, но и затеплить в нём огонь, озаряющий путь к духовным высотам и позволяющий одолеть препятствия на этом пути. Ведь светильник не станет гореть, если не заправить его маслом. Но и заполненный до верха, он окажется бесполезным, если фитиль в нём не будет зажжён. Образование – это факел, освещающий жизненный путь, без которого мы будем спотыкаться и падать в грязь или блуждать в потёмках. Не зря же в былые времена учебные заведения относились к министерству ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Цель образования, заложенная в самой этимологии слова, - это формирование ОБРАЗА, к которому устремляется душа, которому ей хочется подражать. А образ этот может быть очень разным, как отличается свет божественного сияния от адского пламени преисподней. И в зависимости от того, какому образцу станет следовать душа, огонь может либо согревать, либо опалять её.

Наша русская культура основана на христианских ценностях, вросших в наш язык, взгляды и обычаи. Мы привычно называем выходной день "воскресеньем" в память воскресшего Господа. Не задумываясь, благодарим молитвенным пожеланием "спасибо", то есть - "спаси (тебя) Бог!". Достоянием мирового искусства стала и архитектура кремлёвских соборов, и иконопись Андрея Рублёва, и древнерусский знаменный распев. Без православия невозможно понять всей глубины поэзии А. Пушкина и Ф. Тютчева, прозы Н .Гоголя и Ф. Достоевского, живописи А. Иванова и М. Нестерова, музыки Д. Бортнянского и С. Рахманинова.

Часто приходится слышать, что все религии и культуры равноценны, как ветви одного дерева, что все они призывают к светлым идеалам добра и мира, справедливости и красоты. Однако, это не совсем так. Ведь у дохристианских язычников, да и в современной постхристианской культуре встречаются совершенно иные нравственные постулаты, неприемлемые для нашего православного мировоззрения.

У древних финикийцев – прекрасных мореходов, изобретателей алфавита и денег – был обычай приносить в жертву Ваалу новорожденных первенцев, бросая их в раскаленное чрево медного быка. При раскопках Карфагена археологи до сих пор находят их обгорелые косточки. В античной Греции – колыбели европейской культуры – существовало государство мужественных воинов – Спарта, в котором умерщвляли слабых или больных младенцев и сбрасывали в пропасть немощных стариков, уже не способных защищать свое государство. У аравийских бедуинов до 7-го века нашей эры принято было (опять-таки в виде жертвоприношения) зарывать живьем в песок пустыни своих перворожденных девочек. И только основатель ислама – Мухаммед, искоренил этот языческий обычай, отказавшись убить свою единственную дочь Фатиму, от которой и произошли впоследствии многочисленные потомки пророка – фатимиды. Да и у наших славянских предков – до их крещения в конце Х века - практиковались человеческие жертвоприношения, упомянутые Нестором-летописцем в "Повести временных лет".[2]

Не надо думать, что все эти ужасы остались в далеком прошлом. Прямым отголоском одной из забав древних римлян, травивших на арене Колизея дикими зверями первых христианских мучеников и факелами из их осмолённых тел освещавших великолепные сады Нерона, звучат стихи "лучшего поэта современности"[3] – Владимира Маяковского:

	"А мы Корнеля,
			с  каким-то Расином, -
	Отца – 
			предложи на старье меняться, -
	Мы и его
			обольем керосином
	И в улицы пустим
			для иллюминаций!"
					("Той стороне", 1918г.)

 

А с бесчеловечной спартанской практикой умерщвления стариков и инвалидов, получившей продолжение в уничтожении нацистами миллионов невинных жертв, перекликаются другие строки большевистского агитатора:

         
"Мы тебя доконаем,
				мир-романтик!
Вместо вер – 
				в душе электричество, пар.
Всех миров
				богатства  прикарманьте.
Стар – убивать.
				На пепельницы черепа!" 
							(поэма "150000000", 1920 г.)

Этот лозунг "великого пролетарского поэта" в средине ХХ века воплотили в реальность фашисты, набивавшие матрасы волосами узников концлагерей, и удобрявшие свои грядки пеплом из их сожжённых тел. В основании их нацистской идеологии лежали ницшеанские образы сверхчеловека – "белокурой бестии", находившиеся "по ту сторону добра и зла".

Эти разрушительные идеи проникли и в русскую декадентскую поэзию серебряного века, вольно или невольно приближая революционную катастрофу 1917 года. Они с предельной ясностью выражены в стихах Николая Минского:

         
          То, что доныне средь людей              Проклятье в том, что не дано
          Грехом и злом слывёт,                   Единого пути.
          Есть лишь начало двух путей,            Блаженство в том, что всё равно,
          Их первый поворот.                      Каким путём идти!
                                                              (Н.Минский «Два пути")

Так вот, для нас далеко не безразлично, какой путь выберут наши дети, какому образу захотят подражать.

Людям старшего поколения, учившимся в советской школе, ещё памятен яркий образ пионера-героя Павлика Морозова, донесшего на собственного отца, что тот противится изъятию колхозными активистами заготовленного для своей семьи зерна. Этот гнусный поступок, совершенно не совместимый с библейской заповедью "чти отца своего", ставился в пример подрастающему поколению, поощряя доносительство и вербуя добровольных сексотов.

Поэтому совсем не всё равно, какие образы берутся за основу для воспитания учащихся. Одно дело, если мы стремимся приобщить их к традиционным духовно-нравственным ценностям, основанным на евангельских заповедях. И совсем другое – если главная цель нашей жизни подчинена известному лозунгу 90-х годов прошлого века: "обогащайтесь"! Отсюда и разный подход к образованию: либо как к инструменту успешной карьеры для ублажения своих растущих потребностей ("ведь ты этого достоин!"), либо – как к возможности служения своими знаниями и способностями благу ближних, по слову апостола Павла, "друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" (Гал., 6, 2).

Х Х Х

Именно для того, чтобы уберечь детей наших прихожан от разлагающего воздействия "духа века сего", мы и создали 10 лет назад на нашем приходе Православную певческую гимназию "Люблино". Путь к образованию в детских душах христианских духовных ценностей, традиционных для русской культуры, мы задумали проложить через приобщение детей к отечественной духовной музыке. При этом главным принципом обучения стало не просто знакомство с её шедеврами, но – активное участие наших гимназистов в храмовом и концертном исполнении, несущем слушателям радость и утешение.

Обучение в певческой гимназии включает в себя три компонента: 1) общеобразовательные предметы, 2) музыкальные дисциплины в объеме музыкальной школы и, наконец, 3) духовный цикл - в виде Закона Божьего[4], богослужебного пения и церковно-славянского языка. Причем, эти циклы не разделены на обязательные (в сетке учебных часов) и факультативные (в свободное послеобеденное время), а соседствуют в расписании уроков – вперемешку: математика с Законом Божьим и сольфеджио с литературой. Лишь индивидуальные занятия (по вокалу и фортепиано) проводятся после обеда, когда другие дети отдыхают на прогулке или готовят домашние задания.

Наряду с принципом объединения общеобразовательных, музыкальных и духовных дисциплин, мы стараемся осуществить в учебном процессе принцип взаимосвязи и взаимопроникновения разных предметов. На хоре я рассказываю об истории и сущности православных праздников, знакомлю детишек с переводом и смыслом исполняемых богослужебных песнопений. На сольфеджио эти же произведения используются в качестве интонационных или ритмических упражнений, а их фрагменты – в качестве диктантов. На муз. литературе детям рассказывают о творчестве и биографиях изучаемых композиторов, на истории – об эпохе и исторических событиях, оказавших влияние на их творческий путь.

Более того, в тесной связи с изучаемой музыкой - для лучшего восприятия художественных стилей и развития эстетического вкуса - мы регулярно проводим с гимназистами экскурсии в московских музеях.

Но самое главное, что совокупность полученных знаний и навыков позволяет детям не только осмысленно воспринимать те или иные праздничные богослужения, но и самим активно участвовать в них, исполняя на клиросе изменяемые и неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии. При этом мы не замыкаемся только в круге богослужебных песнопений, но знакомим наших учащихся с русской и зарубежной классикой, с народной музыкой. В нашем репертуаре произведения Чайковского и Чеснокова, Баха и Перголези соседствуют с народными и патриотическими песнями. Слушатели всегда с особым воодушевлением принимают исполнение марша "Прощание славянки" Агапкина и "Дня Победы" Тухманова.

Хотелось бы подчеркнуть, что основная наша аудитория – это простые прихожане, ученики обычных школ и пенсионеры. И особое внимание мы уделяем тому, чтобы смысл исполняемых произведений был ясен для самых неискушенных слушателей. Поэтому мы считаем необходимым исполнять зарубежную классику преимущественно на русском языке. Это, конечно, идёт вразрез с современной мировой тенденцией исполнения на языке оригинала. Однако, для нас важнее достучаться до сердец рядовых слушателей, найти отзвук в их растроганных душах.

Для детей очень важно это ощущение собственной востребованности, ощущение того, что свой труд, свое знание и приобретенное мастерство они дарят людям и воспринимают в ответ их душевную благодарность.

Кроме храмовых богослужений гимназический хор регулярно выступает в соседнем Доме престарелых, в школах и библиотеках, а также – на различных конкурсах и фестивалях. Мы пели и в Большом зале консерватории, и в Доме музыки, и в Храме Христа Спасителя. Таким образом, это не только учебно-воспитательная, но и очень важная просветительская деятельность. И результаты этой деятельности уже сегодня можно ощутить.

Не говоря о том, что наши выпускники овладевают профессией квалифицированных церковных певчих и поступают в избранные ими учебные заведения, сами дети отличаются от своих сверстников особым светом в глазах и одухотворённым выражением лиц. Это не значит, что все они ангелы и отличники. Но хочется надеяться, что каждый из них - за годы обучения в нашей гимназии - обогащает свой духовный мир музыкальными впечатлениями, позволяющими отличать высокое искусство от примитивной подделки, а главное – научается делиться с ближними обретёнными художественными сокровищами, по слову Спасителя: "блаженнее давать, нежели принимать!" (Деян. 20;35).

Наша задача – разрушать культивируемый современными СМИ эгоцентричный образ успешного карьериста с окаменелым сердцем, сокрушать это "окамененное бесчувствие" и - посредством прекрасной музыки - образовать душу, способную чутко откликаться на боль и радость окружающих, на любовь и красоту.

 

 

25.01-2018 г. Москва.



[1] "Некрасивая девочка"

[2] Имеется в виду рассказ о варяге Феодоре и его сыне Иоанне, принесённых в жертву Перуну по велению тогда ещё некрещеного князя Владимира – будущего просветителя Руси.

[3] Определение Сталина.

[4] В отличие от обычных школ, где до сих пор не решаются повсеместно ввести культурологический курс "Основы православной культуры", в нашей конфессиональной приходской гимназии преподаётся вероучительный "Закон Божий".