Благочиние Влахернского округа города Москвы

Беседы об исламе

Из цикла субботних бесед протоиерея Виктора Шкабурина с прихожанами храма свт. Тихона, патриарха Всероссийского в Люблино (г.Москва). www.hram-lublino.ru

Беседа об ИСЛАМЕ

 

– Говоря о современных мировых религиях, нам стоит поближе познакомиться, кроме христианства, преобладающего в современном мире, ещё и с буддизмом и с исламом.

 

– А разве иудаизм, с его Ветхим заветом, ставшим основой для христианства и для ислама, разве он не стоит рассмотрения?

 

– Стоит, конечно, стоит. И мы обязательно поговорим о нём. Но мировые религии – это не просто конфессии, существующие в различных странах, но обязательно вера, исповедуемая не одним, но многими народами мира. Иудаизм же, что ни говори, остается национальной религией иудеев, хоть и рассеянных по разным государствам и оказывающих во многих из них весьма ощутимое влияние. Например, по опросам общественного мнения, еврейство – это третья из наиболее обсуждаемых тем в российских СМИ.

 

– Это как раз говорит о том, в чьих руках они находятся. А какие первые две?

 

– Еда и секс.

 

– Ну, тогда все ясно. Они навязывают нам то, что им самим интереснее всего!

 

– Вот именно!

 

– Но кроме иудаизма, в мире много последователей индуизма, да и просто язычников.

 

– Индуизм при многочисленной массе его последователей, дробящихся на множество сект, так и не вышел за пределы Индии. А язычников сейчас не так  уж и много. И все их верования можно свести к наиболее разработанной религии древних греков, религиозные сюжеты которых (под видом мифологических) столь богато питали европейскую литературу, живопись, скульптуру. Мы об этом обязательно поговорим. Но нельзя не согласиться, что сегодня никто уже  всерьез не поклоняется Зевсу или Аполлону, не приносит жертв Артемиде или Венере.

 

– С последним утверждением вполне можно поспорить…

 

– Неужели?

 

– …если учесть количество венерических больных и жертв неизлечимого СПИДа, убивающего в основном развращённых поклонников этой богини. А если без шуток, то…

 

– В каждой шутке есть доля правды, а в этом случае – горькой правды.

 

– …язычество все-таки весьма распространено и среди африканских племен, и на островах Полинезии, и у американских  индейцев, и у  аборигенов Австралии.

 

– Можно больше сказать: и среди христиан (в том числе и называющих себя православными) очень много настоящих язычников, которые видят в вере способ использования сверхъестественных потусторонних сил, для обслуживания своих посюсторонних сиюминутных нужд и потребностей.

 

– Каким же образом?

 

– Например, знаете ли вы какой иконе нужно поставить свечку, чтобы успешно сдать экзамен или исцелиться от той или иной болезни?

 

– Конечно! Всем известно, что от рака исцеляет «Всецарица», от алкоголизма – «Неупиваемая чаша», от зубной боли поможет мученик Антипа, в жилищных вопросах Трифон-мученик или святитель Спиридон Триимфунтский, в любви – Петр и Феврония, а в семейной жизни Гурий, Самон и Авив. Сейчас даже брошюрки выпускают, с указанием каким святым молиться, в тех или иных обстоятельствах.

 

– Вот-вот! Чем же отличается это от веры в громовержца Перуна, Зевса,  Юпитера; покровителя скота Велеса, в покровителя искусств – Аполлона или покровителя ремесленников – Гефеста? 

 

  И вопросы те же самые. Что нужно сделать для успешного их умилостивления? Сколько свечек поставить (правой или левой рукой), сколько поклонов (и каких) положить, сколько акафистов и канонов прочесть? Именно «прочесть», а не помолиться всем сердцем Подателю всех благ – единому Богу, изменяя, перестраивая свою собственную жизнь в соответствии с Его волей, с Его божественными заповедями, понуждая себя к тяжкой борьбе со своими страстьми, похотьми и греховными привычками. И это верующие православные люди? А что уж говорить о неверующих? Каждый, кого ни спроси, знает свой знак зодиака (кто он – рыба, рак или козерог), охотно читает гороскопы (а вдруг что-нибудь когда-нибудь и сбудется, любопытно же) интересуется летающими тарелками и контактерами с «внеземными цивилизациями», проблемами экстрасенсорики, телепортации, левитации, телепатии, телекинеза и т.д. и т.п.!  Сколько книг, сколько фильмов на эти темы! Уже не понять, то ли спрос рождает предложение, то ли просто-напросто дурят нашего брата, морочат голову всякой ерундой, лишь бы не задумывался над серьезными вопросами о смысле жизни, о вечности, о Боге!

 

– Но вернемся «к нашим баранам». Мы хотели поговорить о мировых религиях – буддизме и исламе. С чего начнем?

 

– Интерес к буддизму, как и к другим восточным религиям, в Европе проявился особенно бурно в последнюю треть ХХ века – преимущественно в молодежных движениях хиппи, проповедовавших свободную любовь и различные наркотики, «расширяющие сознание». Сейчас эта волна пошла на убыль, а вот ислам – наоборот – одна из самых динамично развивающихся мировых религий, подъем которой можно сравнить только с расцветом Православия в России.

 

– Ну что ж, начнем с ислама.

 

– Предварительно хотелось бы заметить, что наша цель отнюдь не всесторонняя характеристика ислама (буддизма, иудаизма), но сопоставление его с христианством, для выявления сходства и различий, оригинальных особенностей и устремлений.

 

– Не имею возражений.

 

– Начнем с того, что это наиболее молодая (по сравнению с иудаизмом, буддизмом и христианством) религия.

 

– Это плюс или минус?

 

– Смотря с какой точки зрения смотреть?

 

– Разумеется с нашей, православной!

 

– Если с нашей, то христианство кажется в более выгодном положении. Ведь корни христианства уходят в седую древность,  за тысячи лет до воплощения Христа на Земле.

 

– Разве? А мне всегда казалось, что христианство возникло лишь с приходом на землю Христа.

 

– С этим никто не спорит. Речь идет лишь о том, что приход Христа-Мессии подготавливался историей и пророками Ветхого Завета. Не зря же он (Ветхий завет) является неотъемлемой частью христианской Библии, не зря же апостол Павел называл Ветхий Завет «детоводителем ко Христу». Пророчествами о грядущем Мессии пронизан весь Ветхий Завет, собственно говоря, они (пророчества) и являются той путеводительной нитью, которая соединяет в единое целое весьма разнородный исторические, законоучительные, поэтические и пророческие ветхозаветные книги, составленные разными богодухновенными писателями в разные времена.

 

– Значит можно рассматривать книги Ветхого Завета как некое обширное введение к Евангелию?

 

– Можно сказать и так.

 

– Но тогда не является ли и Ветхий и Новый заветы еще более обширным введением к Корану? Ведь ислам (как  христианство и иудаизм) относится к числу аврамистических религий, базируется на почитании одного и того же Священного Писания и, будучи более поздним, по времени, видимо, вобрал в себя все лучшее от своих предшественников, явившись завершением многовекового развития?

 

– Именно так и утверждают мусульмане.

 

– А разве это не соответствует истине?

 

– Мы только что говорили, что весь Ветхий завет пронизан пророчествами о грядущем Мессии. Если бы Коран был продолжением той же традиции, следовало бы ожидать в Ветхом и Новом заветах указаний на приход Мухаммеда. Однако там о нем нет ни слова. Мессией даже в Коране называется только Иисус – «Иса аль Масих» (еврейск. Машиах – Мессия). Правда Мухаммед фальсифицирует Евангелие, стараясь воспользоваться авторитетом Иисуса, будто бы предсказавшего приход последнего пророка: «И сказал Иса, сын Марьям: «О сыны Исраила, поистине, я посланец Аллаха к вам, подтверждая Тору, что была ниспослана до меня, и принося вам радостную весть о Посланце, что придет после меня, имя которому будет Ахмад» (К. 61:6). Но это же легко проверить!

 

– Чем же Коран объясняет это  умолчание библейских книг?

 

– Тем что люди «Писания» (т.е. иудеи и христиане) извратили его, скрыв все упоминания о Мухаммеде. Сам же он был неграмотным, Библии читать не мог и пересказывал ее вкратце по памяти, наполняя Коран нелепостями и небылицами, потому что он не мог просто пройти  мимо огромных духовных сокровищ, накопленных израильтянами и христианами. Он просто не мог проигнорировать их, потому что самым мощным, самым культурным государством того времени была именно христианская византийская империя (Рим к тому времени уже пал под натиском варваров, в свою очередь принявшими от поверженного врага его религию – христианство).

 

– Итак, Мухаммед все-таки основал новую религию на Писаниях иудеев и христиан. Разве не было это следующим шагом в развитии Единобожия? Не является ли  таким образом Коран духовным развитием и завершением Нового Завета, как Евангелие стало осуществлением чаяний Завета Ветхого?

 

– Только слепые приверженцы ислама могут не замечать, что после духовной высоты Евангельского учения о Боге, Коран является не шагом вперед, а целым скачком назад, к примитивному о Нем представлению, возвращающему к ветхозаветному образу мстительного и жестокого Бога. Среди Его 99-и имен в Коране не упоминается «любящий» людей. Важно для нас и то, что Христос не признается мусульманами за Сына Божия, да и Троица считается ими всего лишь за языческое заблуждение, ведущее к многобожию. Достаточно сравнить методы, способы распространения учения: Евангелия – через мирную проповедь и Коран – через завоевательные войны, чтобы убедиться в противоположности призыва к просвещению народов апостолами Христа или покорения неверных воинами Аллаха. Не может один и тот же Бог заповедовать любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим Вас (Мф. 5:44) , а с другой стороны проклинать неверных, приказывать свернуть им шеи: «О те, кому даровано Писание (т.е. иудеи и христиане), уверуйте в то, что Мы ниспослали, подтверждая то, что было вам ниспослано, прежде чем мы разобьем, сделав плоским ваши лица и свернем вам шею или проклянем вас» (К.4:47), убивать, распинать их, отсекать руки и ноги (К.5:33).

 

– Как же тогда мусульмане объясняют столь радикальные расхождения с Библией, ведь они утверждают, что на ней основывается Коран – священная книга ислама?

 

– Дело в том, что Библия наряду с Евангелием, включает в себя целиком и полностью канонические книги Ветхого Завета (кстати, в переводе с более древних текстов (Септуагинта) 70-и толковников, чем Тора, сохранившаяся у иудеев до сего дня). Мухаммед же в Коране всего лишь пересказывает ветхозаветные сюжеты своими словами и в своей интерпретации, при этом значительно искажая и непомерно сокращая их.
 Достаточно сравнить объемы Библии и Корана, чтобы без лишних доказательств убедится в этом. Но еще понятней станет разница, когда мы сравним ветхозаветный рассказ с версией Мухаммеда. Если иудеи настолько трепетно относились к сохранению канонического текста, что решились во II веке от Рождества Христова уничтожить все древние списки Торы, оставив лишь один выверенный образец, чтобы не было расхождений и споров из-за различных вариантов прочтения, то Мухаммед позволяет себе совершенно вольный пересказ, смещая важные акценты и безжалостно сокращая библейские повествования. Вот как в Коране выглядит всем известный рассказ о грехопадении Давида с Вирсавией:
«Поминай раба Нашего Дауда (Давида), богобоязненного, истово совершавшего поклонение.
Мы покорили ему горы, и они вечерней порою и на восходе солнца произносят вместе с ним Нам восхваление.
Все птицы, собравшиеся у него,  восхваляют нас своим пением.
Мы укрепили власть его, и даровали ему мудрость и красноречие дивное.
Пришло ли к тебе, о Мухаммад, известие о спорящих, что проникли к нему в храм во время моления?
Вошли они к Дауду, и он испугался их. И сказали они: «Не бойся, мы тяжущиеся, и один из нас обидел другого. Рассуди же меж нами по справедливости, не прояви своеволия и несправедливости и укажи нам правый путь и направление.
Это – брат мой, у него девяносто девять жен, покорных овечек, а у меня лишь одна овечка. И сказал он: «Отдай ее мне». И одолел он меня в споре, настаивая на своих притязаниях».
И сказал Дауд: «Он обидел тебя, попросив присоединить твою овечку к его овцам. Поистине, многие часто несправедливо поступают с ближними своими, кроме тех, что веруют и совершают добрые деяния. Но таких ведь самая малость». И понял Дауд, что это Мы послали ему испытание, и стал молить Господа своего о прощении, совершил земной поклон и принес покаяние.
И простили мы ему это, ибо уготовали ему от себя долю обидную в мирской жизни и доброе к нам возвращение.
О Дауд, поистине мы сделали тебя нашим наместником на земле, правь же и суди людей по справедливости и не следуй страстям своим, ибо сведут они тебя со стези Аллаха. Поистине, те, что оставляют стезю Аллаха, будут терпеть жесткие мучения за то, что забыли о Дне Светопреставления» (К.38:17-26).
 Эти девять аятов – все, что сказано в Коране о царе и псалмопевце Давиде, кроме еще нескольких упоминаний его имени.
Как говорится: «Комментарии излишни!». Вот и верь после этого утверждению Корана, что  «Он ниспослал тебе Писание со Словом истинным, подтверждая то, что было прежде Им ниспослано, Он ниспослал Тору и Евангелие» (К.3:3).
Что же касается Нового Завета, то при всех заверениях мусульман, что они признают и его (хотя считают, как и Тору,  сильно искаженным христианами), в Коране встречается лишь краткие упоминания о пророке Исе (Иисусе) и его праведной матери Марьям о ее родителях Имране и Хане (Иоакиме и Анне) (К. сура 3),  Закарии (Захарии) и Яхъе (Иоанне Крестителе) (К.19:2-15). Ознакомимся с ними?

 

– Было бы интересно!

 

– Внимайте же: (К., сура 19 «Марьям»)

 

«Рассказ о том, как взыскал Господь твой раба Своего Закарию.                                                                      
Воззвал он к Господу своему молитвою тайною.
Сказал он: «Господи мой, тело мое ослабело, и осветилась голова сединою, ведь молитва моя к тебе никогда не была безответною.
Опасаюсь я родичей своих после моей смерти, и жена моя бесплодна, подари мне сына Своей милостью великою.
Пусть он будет моим наследником и наследует роду Якуба (Иакова), и приблизь его, Господи мой, к Твоему благоволению».
 «О Закария, поистине, Мы порадуем тебя мальчиком по имени Яхъя (Иоанн), никого еще не называли по его подобию».
И сказал Закария: «Господи мой, откуда взяться у меня сыну, если жена моя бесплодна, и я стал от старости иссохшею смоковницею?»
И сказал Он: «Так и будет». Сказал Господь твой: «Это для Меня легкое дело, ведь Я сотворил тебя прежде, из небытия по моему велению».
Сказал Закария: «Господи, дай мне знамение». И сказал Господь: «Не будешь ты говорить с людьми три дня и три ночи – внемли этому знамению!».
И вышел Закария к своему народу из храма и сделал им знак восхвалять Господа утром и порой вечернею.
И когда родился Яхъя,  сказали мы: «О Яхъя, читай Писание всерьез», мы дали ему с детства мудрость великую.
Ниспослали Мы ему жалость к людям, и давал он им милостыню и вел жизнь благочестивую.
И был он добр к родителям своим, не возгордился и не было в нем желания к неповиновению.
Мир ему в день, когда он родился, и в день, когда умрет, и в день, когда восстанет к Воскресению.
Упомяни в Писании Марьям, отшедшую от домочадцев своих в сторону восточную.
Она укрывалась от них,  и сошел к ней Дух Наш, представ в виде прекрасного мужа с вестью дивною.
И сказала она: «Заклинаю тебя Милосердным, если боишься Бога, оставь меня невинную».
И сказал он: «Поистине, я посланец Господа Твоего, Он одарит тебя младенцем чистым, и останешься ты девицею»
И сказала  Марьям: «Откуда возьмется у меня младенец, если не коснулся меня мужчина и не предавалась я прелюбодеянию?».
И сказал он: «Так будет. Сказал Господь твой: «Мне это не трудно сделать. Мы сделаем это знамением для людей и милостью Нашей. И будет все по нашему велению».
И понесла она, и удалилась в сторону дальнюю.
И пришли к ней родовые муки у пальмового ствола, и сказала она: «О, если бы мне умереть, не дождавшись этого, о, если бы меня предали забвению!».
И Дух воззвал к ней из-под земли: «Не печалься, Господь твой создал для тебя реку чистую
Отрясет Господь твой ствол пальмы и посыпятся к тебе свежие финики в изобилии.
Ешь и пей и радуйся своему младенцу, а если увидишь кого-нибудь из людей, будь молчалива и скажи: «Я дала Всевышнему обет молчания».
И она принесла младенца своим родичам, и те сказали: «О Марьям, ты совершила великое прегрешение.
О сестра Харуна (Аарона), отец твой не был плохим человеком, и мать твоя не совершала прелюбодеяния» (см. Примечание 1).
И показала Марьям на младенца, но ей сказали: «Как будем мы говорить с младенцем в колыбели, лишенным разумения?»
Но младенец промолвил: «Я – раб Аллаха, что сделал меня пророком и ниспослал мне Писание.
Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и завещал мне подавать милостыню всю жизнь и творить моления.
И быть добрым к родителям, и не проявлять гордыни и быть благочестивым.
Мир тому дню когда я родился, и дню, когда я умру, дню, когда я восстану к воскресению».
Это – Иса, сын Марьям, Слово Истины, о котором было у вас сомнение.
  Не нуждается Аллах в сыне. Хвала Аллаху, если Он решил исполнить дело, то говорит: «Будь», и исполняется Его решение» (К.19:2-35).

 

Достойно внимания, что Иоанн Предтеча (Яхъя) здесь не выполняет великой подготовительной работы, не призывает к покаянию, не готовит к пришествию Мессии. Он обладает с детства мудростью великих, добр к родителям, не гордится, послушен – только и всего!  Вот вроде бы в 17-ом аяте упоминается Святой Дух. Но что это за Дух? Оказывается это и был «прекраснейший муж с вестью дивной», то есть архангел Гавриил, замещающий в Коране третье лицо Св. Троицы, которую он (Коран) категорично отвергает. Далее в  Коране (К.19:23) говорится о родовых муках, которых по христианскому учению избежала пресвятая Богородица, безболезненно родившая Христа. Наконец, сам младенец в колыбели признается: «Я – раб Аллаха!» (К.19:30), а отнюдь не Сын, ведь «не нуждается Аллах в сыне!» (К.19:35). И это многократно подчеркивается, например: «как будет сын, если не было пары?» (К.6:101).
И все! Больше ни слова! Ни об учении Христа, ни о чудесах и исцелениях, ни о распятии и воскресении! Ни один апостол не назван по имени – все они его предали – «обманули»  (К.3: 52-54). Не упомянуты ни Ирод, ни Понтий Пилат, ни Мария Магдалина, ни Марфа с Марией, ни апостол Павел, ни Иосиф. Больше нет вообще никаких евангельских повествований. Зато постоянно при упоминании имени Иисуса подчеркивается, что Он не мог быть Божиим Сыном, а является всего лишь посланником – «пророком».
Оказывается, « христиане позабыли многое из того, что велено им «(К.5:14).
И вот к людям Писания пришел Посланец (Мухаммед), чтобы разъяснить вам многое из того, что вы скрывали из Писания и отменяя многое. «Пришел к Вам от Аллаха свет и ясное Писание» (К.5:15).
   Какое же? Это объясняет 4-я сура:

 

« О люди Писания, не преступайте пределов в вашей вере и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. По истине, Масих Иса, сын Марьям – Посланец Аллаха и Слово Его. Веруйте же в Аллаха и Посланцев Его и не говорите: «Троица», если перестанете говорить это, будет лучше для вас. Поистине Аллах – Бог единый, хвала Ему, и не может быть у Него сына. Ему принадлежит то, что на небесах и то, что на Земле, достаточно нам Его попечения.
Не считает зазорным Масих быть рабом Аллаха и Его приближенных ангелов, и кто считает зазорным поклонение Ему и возгордится, то пусть знает, что Аллах соберет к себе всех в День Воскресения». (К.4:171-172).

 

Оказывается: «проявили неверие те, что сказали: «Мы сыны Аллаха и его любимцы». Скажи Мухаммад: «А почему Он подвергает вас мучениям за грехи ваши? Нет, вы просто люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кого пожелает и подвергнет мучениям кого пожелает. Аллаху принадлежит царствие на небесах и на всей Земле» (К.5:17)
Оказывается, встречаются «среди них и верующие, но большая часть их «нечестивые» (К.3:110).
И еще не раз вдалбливается: «проявили неверие те, что сказали «Поистине Аллах – это Масих, сын Марьям». Сказал Масих: «о сыны Исраила, поклоняйтесь Аллаху, господу моему и вашему Господу. Поистине, кто будет поклоняться чему-либо, кроме Аллаха, для того сделал Аллах запретным сад райский, и убежище его – адское пламя, и не будет помощников, для совершающих злодеяния».
 Проявили неверие те, что сказали: «Поистине, Аллах – третий из троицы». Нет никакого Бога, кроме Бога Единого. И если они не перестанут говорить это, то подвергнутся неверные жестоким мучениям» (К.5:72-73).
Каким же мучениям предписывается подвергать нас, «неверных»? «Поистине воздаяние тем, кто сражается против Аллаха и Его Посланца и бродят по Земле, сея смуту: убиение, распятие, отсечение рук и ног, – правой руки и левой ноги,  – либо изгнание с земель наших. Это будет им унижением в земной жизни, а в загробной суждены им великие мучения» (К.5:33).

 

– Да.…Весьма  «миролюбивая» религия – ислам! Весьма своеобразно почитает пророка Ису!

 

– И конечно ни слова о Крестных муках Спасителя, искупительной смерти и Воскресении Его. За это посылаются «неверным» проклятья Аллаха: «И прокляли Мы за их слова: «Мы убили Масиха Ису, сына Марьям, Посланца Аллаха». Но они не убили и не распяли его, им лишь привиделся его облик. И те, которые спорят об этом, высказывая сомнение, не знают ничего и лишь следуют своим предположениям, но точно неизвестно о его убиении.
Нет, Аллах вознес его к себе, поистине Аллах славен и мудр.
И поистине люди Писания уверуют в него еще до своей смерти, и будет он против них в День Воскресения свидетелем» (К.4:157-159).

 

Иудеев и христиан, что спорят друг с другом о вере, не признавая Аллаха, ожидают ужасные мучения «Поистине, Аллах различит между теми, кто уверовал в Него, и иудеями, и сабеями, и христианами, и магами, и язычниками в День Воскресения. Поистине, у Аллаха обо всем знания верные» , «Вот противники, что спорят друг с другом о своей вере, И тем кто не верует в Аллаха, скроят одежду из пламени и будут лить им на голову кипящую воду в наказание. Она расплавит их жир, и слезет с них кожа обваренная, и уготованы им тиски железные. И всякий раз, как захотят они вырваться и избавиться от беды,  возвращают их в пламя – вкусите же огненные мучения!» (К.22:17, 19,20,21,22).
Да и что с ними церемониться, если их осудил на муки Сам Аллах! «Поистине, неверные, - люди Писания и язычники, в пламени геенны во веки веков. Они изо всех людей самые скверные.» (К.98:6). При всем при этом, сравнивая мусульман, язычников, иудеев и христиан Аллах вещает Мухаммеду сначала: «поистине, для мусульман, и для иудеев и для сабеев, и для христиан, из тех, что уверовали в Аллаха и День Последний и совершали благие деяния, нет ни страха, ни печали и воздыхания» (К.5:69) и сразу реверанс в сторону христианства: «Ты увидишь, что среди людей сильнее всего враждуют с мусульманами иудеи и многобожники и увидишь, что ближе всего к дружбе с мусульманами те, что говорят: «Мы христиане», ибо среди них священники и монахи, и они не возгордились в ослеплении» (К.5:82). И тут же всего через несколько страниц – противоположное утверждение:   «Сражайтесь с теми, что не веруют в Аллаха и в День Последний, что не соблюдают запретов Аллаха и Его Посланца и не исповедуют истинную веру – это люди Писания. Пусть приносят они джизью руками своими в унижение.
   Сказали иудеи: «Узайр (Ездра) – сын Аллаха», и сказали христиане: «аль Масих (Христос – Мессия) – сын Аллаха». Да убьет их Аллах, как они вводят в заблуждение!
Они почитают как Господа, священнослужителей своих и монахов своих, помимо Аллаха. Ведь аль Масих – сын Марьям, а им велено лишь покланяться Богу Единому, кроме которого нет Бога. Хвала ему, как же разделяют они веру в Него с верой в изваяния!» (К.9:29-31)

 

   Как после этого можно утверждать, что «в отличие от Библии в Коране нет противоречий» (К.4:82; 25:4-5)? Впрочем, ни в одной из книг, пропагандирующих ислам,  (во всяком случае, опубликованных мусульманами на русском языке) мне этих откровений Корана находить не приходилось. Процитированные выше высказывания - только для своих «верных», а для чужих, внешних – выпячиваются всячески миролюбие и терпимость мусульман. Оказывается мусульманам разрешено брать в жены и из «людей Писания».  Это ли не терпимость –  иметь гарем из христианских красавиц! Вот только наоборот – выдавать своих дочерей за неверных ни Коран, ни Шариат до сих пор не позволяют: это ведь муж должен подчинить себе жену (при случае и побить для острастки имеет право «А тех же, от которых опасаетесь непослушания, наставляйте, бегите их ложа и бейте» (К.4:34)), а мусульманка разве может подчиниться неверному? Поэтому «неверные не дозволены для женщин верующих» (К.60:10).

 

Но довольно примеров! Надеюсь, их уже достаточно, чтобы понять, насколько далек Коран от евангельского духа мира, кротости и любви?

 

– Вполне достаточно! С отношением Мухаммеда к Христу и к христианам – все ясно. Впрочем, иного не стоило бы ожидать от основателя новой религии по отношению к своим предшественникам и конкурентам. Но каковы положительные идеалы Ислама? Каков образец праведности – Мухаммед, которого мусульмане считают самым совершенным человеком и самым великим пророком «И был посланец Аллаха добрым примером для того, кто боится Аллаха и Дня Последнего и умножает имени Аллаха упоминание»(К.33:21)? Какова вожделенная награда за праведность,  обещанная верным в мусульманском раю?

 

– Начнем с описания этого самого рая. Что может быть привлекательным для кочевников-бедуинов, пересекающих песчаное море на своих кораблях пустыни – верблюдах?

 

– Оазис с водой для людей и животных и тенью деревьев, защищающих их от палящих лучей южного солнца?

 

– Совершенно верно! Ничего более вожделенного, чем райский сад, с текущей под деревьями рекой (наиболее повторяемый образ наград верным), фантазия Мухаммеда представить не могла. Предел мечтаний – обильная и вкусная еда, реки вина и, конечно, секс с прекрасными полногрудыми вечно юными гуриями.

 

– Неужели настолько преземленно?

 

– Именно! Только детали уточняются по ходу повествования. Чтобы не быть голословным, цитирую: «А богобоязненным уготовано место спасения –
Виноградники и сады благоуханные,
И девицы полногрудые невинные,
И кубок вином наполненный.
Не слышат они там ни лжи, ни злословия злобного.
От Господа твоего это щедрое воздаяние» (К.78:31-36);

 

«Уготована им доля, щедро отмеренная:
плоды разные, и оказано им почтение.
В садах наслаждения
На ложах друг против друга возлежат блаженные.
Их обносят чашей вина, коего там моря разливанные.
Прозрачного, – для пьющих наслаждение.
От него не теряешь разума и не узнаешь опьянения.
С ними жены целомудренные большеглазые, им верные.
Белокожие, словно страусовые яйца, самцом охраняемые» (К.37:41-49).

 

– Действительно, дивное воздаяние для мужчин. Чего еще желать! А для женщин? Для них тоже что-то такое предусмотрено, или им нет места в раю?

 

– Приходилось встречать и такое мнение, основанное, видимо, на чисто мужских радостях ожидающих праведников в Эдеме. Но текст Корана однозначно говорит о том, что и для женщин рай не закрыт! «И те, что были терпеливы, домогаясь лика Господа своего, совершали молитву и расходовали из того, чем Мы их наделили, тайно и явно, и отвечали добром на зло – тем в будущей жизни  доброе воздаяние» (К.13:22). «Сады Эдема, в которые войдут они и тот, кто был праведен из их пророков, и жен, и потомства, и ангелы будут входить к ним во все врата каждое мгновение» (К.13:23). Ну а для утешения женщин всю свою жизнь ублажавших мужей и служивших им, в раю «служат отроки вечно юные» (К.76:19).
Это описание действительно исполнено своеобразной поэзии:
«И за то, что вытерпели они, даровал Он им сад райский и шелковые одеяния.
Возлежат они на ложах, не зная ни холода, ни жара солнечного.
Укрывают их тени, низко опустившиеся, и свисает над ними плодов легко срываемых изобилие.
И обносят их чашами серебряными, и кубками прозрачными, словно бутыли,
Бутыли серебряные, и все в меру испили.
Напоят их кубком вина, куда имбирь подмешали,
С водой из источника райского Сальсабиля.
Им служат отроки, вечно юные. Когда увидишь их, сочтешь, что жемчужную нить распустили.
И увидев тот сад, узришь царство великое, богатство и изобилие.
На них одежды зеленого атласа, парчой подбитые, украшены они серебряными браслетами, и чистейшим напитком от Господа их напоили.
Поистине, это вам воздаяние, и за усердие свое благодарность вы получили» (К.76:12-22).

 

– И все же меня смущает пестрота цитат из разных мест Корана. Не подобраны ли они тенденциозно? Не выхвачены ли из контекста?

 

– Дело в том, что Коран составлен совершенно непривычным для нас образом. Вместо хронологически излагаемого повествования, как в книгах Библии (исключая притчи, премудрости и псалмы), Мухаммед расположил главы (суры) Корана, руководствуясь их протяженностью.

 

 – Это как?

 

– Так, что в начале идут самые длинные главы (К. 2-я сура – 286 аятов), постепенно укорачиваясь (3 – 200; 4 – 176; 5 – 120… 105 – 5; 106 – 4; 108 – 3)

 

– Действительно, очень странный принцип!

 

– При этом об одних и тех же событиях, часто теми же словами, говорится в различных сурах, отстоящих, иногда, далеко друг от друга. Правда, в пределах одной суры хронология может  сохраняться, и то фрагментарно.

 

НАДО ЛИ ТУТ ЦИТИРОВАТЬ?

 

Так, например, в третьей суре повествуется о рождении Марьям (Марии), ее детстве, потом о рождении Яхъи (Иоанна Предтечи) от Закарии, наконец, о рождении у Марьям сына, который назван Иса аль Масих (Иисус Мессия) и об отношенриях с предавшими и обманувшими Его апостолами (К.3:52-55). В конце пятой суры опять кратко повторяется история Исы (К.5:110-116), а в девятнадцатой суре вся история Закарии, Марьям и Исы повторяется с большими подробностями (К.19:2-35). Там же далее говорится об Ибрагиме (ветхозаветный Авраам) (К.19:41-48). В пятой суре говорится сначала о Мусе (Моисее) (К.5:20-26), потом об Авеле и Каине (К.5:27-31). В седьмой суре «Аль-А`раф» (чистилище) повествуется о сотворении Адама (К.7:11-19) и падении его (К.7:20-27), потом сразу о Ное (К.7:59-64), о Лоте (К.7:80-84) и опять о Мусе (К.7:103-160).
Далее, в десятой суре «Юнус» (Иона) опять повторяется история Мусы и фараона (К.10:75-90), в одиннадцатой – снова о Нухе (Ное) и о потопе (К.11:25-48), а в двенадцатой суре «Юсуф» (Иосиф), Коран возвращается к подробному рассказу об Иосифе (К.12:4-101). Сура четырнадцатая же опять отправляет нас после Мусы (К.14:4-8) к Ибрагиму (К.14:35-41), а в двадцать восьмой суре опять речь идет о Мусе (К.28:3-88). В следующей, двадцать девятой суре опять речь об Ибрахиме и Лоте (К.29:16-35), а в тридцать седьмой суре опять о том же самом (К.37:83-113) и т.д. и т.п.
Получается путаница несусветная. Нам, знающим ветхозаветную историю, последовательно изложенную в Пятикнижии Моисея, еще удается кое-как слепить из этих разрозненных лоскутков цельную мозаичную картину. Но каково бедным мусульманам? Ведь они не принимают книги Священного Писания, в нынешнем, по их мнению, искаженном виде.
Не удивительно, что Коран долгое время было запрещено переводить с арабского языка на другие языки мира, чтобы никто не усомнился в его мудрости и красоте. Более того, запрещалось толковать, разъяснять смысл текстов Корана, никому, кроме исламских ученых. Поэтому ислам, в отличие от христианства, не смог создать письменности в тех народах, среди которых он распространялся.
Поэтому у христианских народов Кавказа – грузин и армян – развилась высокая культура с поэзией Шота Руставели и Саят-Новы, с замечательной храмовой архитектурой и многочисленными многоголосыми полифоническими песнопениями, а у их ближайших соседей – мусульман – чеченцев, черкесов, азербайджанцев – ничего похожего нам не известно. Только войдя в состав Российской империи эти народы, получили от нас, христиан, свою письменность (кстати, в основном на основе кириллицы), а до того грамотные татары, казахи, кабардинцы – могли читать и писать, только на чужом – арабском языке. В том числе и Коран.

 

– А разве нельзя было перевести его на языки мусульманских народов?

 

– Раньше не позволялось. А сейчас, конечно, переводы существуют почти на всех языках. Это необходимо для мировой экспансии ислама. Но исламские богословы утверждают, что перевод просто не может быть тождественен арабскому оригиналу (об этом есть аяты в самом Коране) поэтому в пятничных богослужениях (в мечетях и в частных молитвах – намазах) используется только арабский текст, зачастую просто-напросто заученный наизусть, как благочестивый, но непонятный набор фраз.

 

– Но ведь и в нашей Церкви тоже за богослужением используется только церковно-славянский язык? Разве это не одно и тоже?

 

– Было бы то же самое, если б мы читали и пели в храме на греческом языке, на котором написаны в оригинале Новозаветные книги (кроме Евангелия от Матфея, переведенного с арамейского). В православной церкви Священное писание переводилось на язык новообращаемого народа для его просвещения. Для славян эту грандиозную работу совершили в IX веке равноапостольные Кирилл и Мефодий, переводом которых, с небольшими изменениями мы и пользуемся до сего дня.

 

Церковно-славянский язык, не только понятен нам – русским людям, не только близок всем славянским народам, объединяя их  в православном единстве. Он благозвучен, возвышен и прекрасно приспособлен для выражения глубоких духовных истин, для проникновенных молитв и вдохновенных песнопений.
Кроме того, со второй половины XIX века существует и русский синодальный перевод Библии, который есть в доме каждого христианина. Таким образом, православная церковь прилагает все усилия, чтобы сделать Священное Писание доступным и понятным для прихожан, поощряя его ежедневное изучение, что было бы совершенно невозможно для обычных людей (кроме богословов и духовенства), если бы нам в церковном обиходе предписывался только греческий или даже древнееврейский оригинал Священного Писания, как предписывается арабский оригинал для тюрко-язычных и других народов мира, исповедующих ислам.

 

– А почему мусульманам не пойти по тому же самому пути?

 

– Я, конечно, могу ошибаться, но думаю, что одной из причин как раз и является опасение, как бы «верные» не разочаровались в своем Коране, познакомившись с ним поближе, без посредников. Как бы не увидели они примитивизм его образов и идеалов, как бы не захотели сравнить нелепые, искаженные и обкарнованные пересказы Мухаммеда с полнотой Ветхого и дивной красотой Нового Заветов.

 

– Остается последний вопрос: о привлекательности образа самого пророка и посланника Аллаха – Мухаммеда, служащего в течение многих веков духовным идеалом для мусульман, которому они обязаны подражать в своей жизни, к которому должны, безусловно, стремиться.

 

– Чтобы разобраться в этом вопросе, небесполезно будет попытаться сопоставить образы   2-х основателей религий: Христа и Мухаммеда.
Даже не говоря о том, что Христос был Божиим Сыном, по своей любви к людям сошедший на землю, чтобы своими жертвенными страданиями и крестной смертью победить смерть и возвратить павшей человеческой природе возможность вечной блаженной жизни с Богом, даже не говоря о Его Божественной сущности и рассматривая только человеческую сторону Его земного жития, мы видим смиренного праведника, из бедной семьи плотника, не имевшего ни жены, ни детей, ни имущества, ни рабов, ни собственного дома, ни влиятельных и богатых покровителей, защищавших Его силою власти или оружия, а привлекавшего сердца людей бесконечной любовью, правдой, кротостью, не совершившего ни единого греха и прощавшего людям (даже распинавших Его) все их прегрешения.
После этого обратимся к «самому совершенному человеку», каким считают мусульмане своего пророка:
Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, правившего в Мекке,  родился в 570 году от Рождества Христова в аристократической семье и был внуком главы рода Абу аль-Муталлиба. Отец умер еще до его рождения, мать Амина – дочь главы другого влиятельного рода – Бану-Зухра, правившего в Медине, скончалась через два года после его рождения и он воспитывался в семье деда, а после его смерти у своего дяди Абу Талиба, унаследовавшего от своего отца власть шейха племени Кураш и обеспечивавшего безопасность многочисленных паломников, приезжавших в Мекку  поклониться черному камню Каабы. К 25 годам Мухаммед приобрел славу честного купца – караванщика. Вскоре выгодно женился на самой богатой среди курайшитов вдове Хадидже, хотя и был младше ее на целых 15 лет, и стал успешно заниматься торговлей. С 610-го года (40-ка лет) стал получать «откровения» от Аллаха, но его проповеди единобожия первоначально не встречали понимания и поддержки в местных жителях. Только благодаря заступничеству своего влиятельного дяди и жены, он не был убит или изгнан из Мекки. Когда же Абу Талиб, через 10 лет, (в один год с женой Мухаммеда) умер, не приняв ислама, уверение Мухаммеда, что его благодетель отправится в ад, геенну вечную, вызвало разрыв с новым правителем Мекки – Абу Лахабом, враждебно относившегося к своему племяннику, который в свою очередь не жалел для него проклятий, говоря: «Да отсохнут руки Абу Лахаба, да поразит его недомогание, не спасут его богатства и приобретения. Будет гореть он в аду – обиталище пламени» (К.111:1-3).
Вынужденный в 622 г., с кучкой приверженцев, численностью около 70-ти человек, бежать в Медину, где главой правящего рода был его дед по матери – Вахб ибн абу Манафа ибн Зухра. Мухаммед стал устраивать оттуда разбойные нападения, грабя идущие в Мекку богатые караваны. Благодаря этим набегам, упрочилось его богатство и влияние в Медине, и проповедь Мухаммеда пошла успешнее. Тем же, кто смущался неправедными нападениями пророка в священные месяцы, запретные для военных действий, Мухаммед ответил очередным «откровением»: «тебя спрашивают о Священном месяце – дозволено ли сражение в то время. Скажи: «Сражение в Священный месяц – великий грех, но сбивать людей со стези Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Священную Мечеть и изгонять из нее верующих – еще больший грех перед Аллахом, а смута язычества хуже убиения…» (К.2:217).
Вскоре он подчинил себе окрестные племена, опираясь на богатство и насилие,  воспользовавшись междоусобной рознью между арабским племенем и тремя иудейскими племенами, проживавшими на территории Медины. Незначительное число иудеев, под воздействием силы, приняло ислам, но большинство – высмеивало потуги Мухаммеда к пересказыванию библейских историй. Ловко пользуясь междоусобной враждой, Мухаммед по отдельности разбил их, причем 3 племени он уничтожил поголовно, а четвертое – заставил переселиться из Медины.
Биограф Мухаммеда ибн Хишам так описывает эти события: «В полдень к пророку явился Джабраиль… [и сказал]: «Всемогущий и всеславный Аллах приказывает тебе о Мухаммед,  пойти на Бану Курайза. Я отправлюсь к ним и потрясу их». Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них стала невыносимой. Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине, в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах.  Говорят, что их было от восьмисот до девятисот человек» (см. Максимов, Смоляр. Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 32.).

 


Некоторых влиятельных язычников – мединцев Мухаммед умертвил через подосланных убийц. Других, не принявших ислам, заставил покинуть город, оставшись в нем полноправным хозяином, объединившим духовную и светскую власть. Он построил в Медине первую мечеть и железной дисциплиной сплотил своих последователей, которые стали называться мусульманами (покорными). Поэтому когда мекканцы, через год, в 624 году, отправили отряд в 600 человек, чтобы покарать Мухамеда за разбой, он в битве у колодцев Бадр наголову разбил их с 300-ми своими сторонниками, потеряв всего 14 человек и захватив много пленных, среди которых оказался поэт Укба ибн Абу Муайт и другие противники Мухаммеда, досаждавшие ему в свое время насмешками над его примитивными стихами, в форме которых он диктовал свой Коран. Жизнеписатель пророка так описывает их убийство: «Пророк двинулся, возвращаясь в Медину. Вместе с ним были пленные язычники, и среди них поэт – Укба ибн Абу Муайт, ан-Надр ибн аль Харрис… Когда Пророк приказал убить Укбу, Укба спросил: «Что же будет с мальчиками, о Мухаммед?» Пророк ответил: «Огонь» (см. Максимов, Смоляр. Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 30).
Помимо захваченных в плен мекканских поэтов, по приказу Мухаммеда были убиты и два поэта из Медины, причем сердце одного из них принесли Мухаммеду, чтобы порадовать его. Даже женщин не щадил кровожадный пророк, если они не разделяли его взглядов. Мединскую поэтессу Умм Кирфа, которая высмеивала пророка в своих поэмах Мухаммед приказал своему приемному сыну Зейду разорвать  надвое, привязав к ее ногам веревки идущие от верблюдов, погнанных в разные стороны.(см. Максимов, Смоляр. «Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 32).
Так с помощью интриг, подкупов и казней Мухаммеду  удалось добиться беспрекословного подчинения всех окрестных племен, силою навязав им новую религию.  И хотя, через год, в следующем сражении,  с 3-мя тысячами мекканцев у горы Ухуд мусульмане потерпели поражение, а сам пророк потерял два зуба, он объяснил это слабой дисциплиной своего войска и усилил репрессии в Медине.
На следующий 626 год, намереваясь уничтожить ислам, выступило уже 10-ти тысячное войско, причем сами мекканцы в нем составляли меньшинство – всего 4 тысячи. Мухаммед не решился принять открытый бой и прибег к новшеству, которое подсказал ему Салман – перс и с которым еще не были знакомы арабы. Он посоветовал выкопать глубокий ров вокруг Медины, который мекканцы не решились преодолеть. А так как они не были готовы к длительной осаде, то удовлетворились тем, что сожгли финиковые пальмы вокруг города.
В том же 626 году был заключен договор о перемирии, сроком на 10 лет. Мусульмане получили возможность беспрепятственно совершать паломничество в Мекку, а Мухаммед взамен обещал гарантировать мекканским караванам полную безопасность. Но,  всего через 4 года, окрепнув и собравшись с силами, пророк, не дожидаясь окончания перемирия, вероломно нарушил договор. В январе 630 года, во главе 10-ти тысячного войска он напал врасплох на Мекку и захватил ее.
60-тилетний пророк праздновал победу. Он распорядился разбить всех идолов Каабы и уничтожить все надписи на ее стенах. Потом, взойдя на вершину горы ас-Сафа, принял клятву повиновения от так долго сопротивлявшихся ему жителей Мекки – столицы Аравии. Теперь, когда все арабские племена стали послушны его власти и вдохновлены его религией, пришло время завоевывать окрестные народы, склоняя их под зеленое знамя ислама.
Хорошо организованные, воодушевленные единой верой и сплоченные жесткой дисциплиной, закаленные в боях, воины Аллаха стали грозной силой. Мухаммед отправил своих эмиссаров к окрестным государствам с призывом присоединиться к исламу.

 

– Ну, прямо, как Гитлер с аншлюсом  Австрии и Судетов!

 

– В этом все завоеватели схожи!

 

– И какова была реакция правителей сопредельных стран на это наглое требование?

 

– Различная. Под угрозой вторжения через неширокий пролив Красного моря, Эфиопский Негус подчинился Мухаммеду, приняв ислам.  Правитель Египта – отказался, но, не желая сердить опасного соседа, послал ему богатые дары. Престарелый император все еще мощной Византийской империи Ираклий ответил уклончиво. А персидский шах Хосров II Нарвиз в грубой форме отверг предложение Мухаммеда.
Выбирая более слабого противника, Мухаммед стал готовить поход против Византии, но в разгар приготовлений он тяжело заболел и умер в Медине в 632 году в возрасте 62-х лет.
Остается добавить, что со временем все окрестные владения были завоеваны арабами и все-таки стали исламскими территориями.

 

– А какова была личная жизнь самого основателя ислама? Был ли он счастлив?

 

– Вполне. После смерти (в 619 году)  своей первой жены и наставницы Хадиджи, которая была матерью всех его детей (кроме сына Ибрагима, рожденного от египетской христианки – рабыни Марии) и при жизни которой он никого себе в жены не брал, после ее смерти пророк дал волю своему сладострастию. Несмотря на то, что мусульманам он дозволял иметь не более 4-х жен, для самого себя он снял всякие ограничения, конечно же, по откровению Аллаха: «А тебе, Мухаммед, дозволено все в сем поселении» (К.90:2), «мы сделали дозволенными для тебя жен за которых ты отдал выкуп и невольниц, захваченных в плен, которых послал тебе Аллах как законную добычу, твоих двоюродных сестер с материнской и отцовской стороны,  которые совершили хиджру с тобой, и любую правоверную, подарившую себя пророку без выкупа, если он пожелает взять ее в жены – это дано тебе помимо других правоверных…» (К.33:50), «Ты откладываешь посещение любой из своих жен по своему желанию, и приближаешь к себе ту, которую желаешь и с которой домогаешься близости, после того, как не посещал, и нет тебе в этом греха…» (К.33:51).

 

– И сколько жен дозволено было «самому совершенному человеку»?

 

– За всю жизнь у него было 13 жен, а одновременно в гареме – 9!

 

– Ну, не так уж и много, если сравнить с десятками жен и наложниц Соломона и с сотнями – царя и пророка Давида.

 

– Но, кроме того, посланник Аллаха отличился еще и тем, что в то время как брачный возраст был установлен на Востоке с 12-ти лет…

 

– Так рано?

 

– На юге девочки созревают быстрее. Об этом даже есть изречение пророка: «Счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж, до того, как у нее появляется первая менструация» (см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 137).

 

Так вот, не удовлетворившись этой весьма ранней возрастной границей, Мухаммед взял себе в жены Айшу бинт Абу-Бакр (родственницу своего сподвижника Абу-Бакра), когда ей едва исполнилось 9 лет! Кстати, это стало прецедентом в мусульманском праве и сохранилось например в Иране и Марокко до сего дня, став нормой шариата(см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 146).

 

– А какие еще прецеденты создал «пророк печати»?

 

– Да много каких…
Например, ему приглянулась жена его приемного сына Зейда, и Мухаммед заставил своего бывшего раба развестись с ней и после этого сам на ней женился. А когда, некоторые посмели возмутиться этим незаконным браком, бывшим по понятиям арабов кровосмесительным, то пророк тут же получил очередное «откровение» от Аллаха, разрешающее жениться на женах приемных сыновей, если те в них уже не нуждаются: «Ты боишься слов людей, но ведь больше подобает бояться Аллаха! И когда Зейд больше не нуждался в своей жене, мы дали тебе ее в жены, чтобы на мусульманах не было греха, если женятся они на тех, кто раньше были женами их приемных сыновей, когда те в них уже  больше не нуждаются.» (К.33:37).
Ну что тут скажешь!

 

– Скажите еще о детях.

 

– При таком количестве жен, детей у пророка оказалось до странного мало: 4 сына и 4 дочери. Все они, как уже упоминалось, были рождены от первой жены Хадиджи (кроме сына Ибрагима – от невольницы-христианки Марии). Но все сыновья умерли в младенчестве, а из 4-х дочерей – лишь Фатима пережила своего отца (да и то на полгода) и утешила его внуками, из которых выжили и дали многочисленное потомство всего двое –  Хасан и Хусейн. Кстати, это потомство стало возможно, благодаря отмене Мухаммедом прежнего языческого обычая, бытовавшего среди арабов-многобожников на протяжении многих веков. Речь идет о ритуальном жертвоприношении новорожденных девочек, которых было предписано языческими обычаями живыми закапывать в землю, пока не родится наследник-мальчик.

 

– А какой был в этом смысл? Неужели им не жалко было собственных младенцев, едва появившихся на свет?

 

– А какой был смысл в приношениях перворожденных младенцев в жертву Ваалу – Молоху, когда палестинские многобожники – финикийцы, филистимляне – веками бросали своих первенцев во чрево расскаленного быка. А разве не тоже самое, хоть и лишенное религиозного смысла, происходит и теперь, в нашем «цивилизованном» обществе, когда мы миллионами уничтожаем своих младенцев, даже не давая им появиться на свет? Это была и есть мерзость перед Господом, от которой предостерегали и уберегали Израиль ветхозаветные пророки.
Мухаммед, к его чести, тоже резко восстал против этого богомерзкого обычая и, не только сам не стал закапывать в землю своих новорожденных дочерей, но и категорически запретил это делать своим последователям – мусульманам. Протест против этой языческой дикости явно слышан во многих сурах Корана (К.6: 137; 8:11-22).

 

– Значит, было и в учении Мухаммеда что-то здравое и привлекательное?

 

– Безусловно! Иначе, опираясь только на военную силу и принуждение, он, конечно, не смог бы привлечь к себе арабские племена многобожников и сплотить их новой религией в мощную силу.
Никто и не спорит с тем, что по сравнению с языческим многобожием, с их человеческими жертвоприношениями, да даже, с современным расслабленным безверием, религия ислама – как религия единобожия – была прогрессивным шагом. Мы лишь пытаемся разобраться, был ли ислам столь же прогрессивен по отношению к религиям, исповедовавшим единого Бога: иудаизму и христианству, существовавших за много веков до прихода «последнего пророка».
Как бы то ни было, но собственное бессмертие он себе обеспечил не только в исламе, приверженцами которого в наше время являются почти полтора миллиарда (!) человек и занимающего в мире 2-е (после христианства) место, но и в дочерях от Хадиджи, которых он не позволил убить, наперекор обычаю, и от которых расплодились его многочисленные потомки, дожившие и до сего дня.
Однако нельзя не признать, что по-человечески здравое учение Мухаммеда невозможно поставить вровень с божественным учением Христа.
Можно ли представить, чтобы Спаситель посылал своих учеников грабить караваны, убивать своих противников (в т. ч. женщин и детей), учить обману и клятвопреступлениям, ненависти и сластолюбию? Его наставления своим ученикам, посылаемых на проповедь отличаются совсем иным духом, духом нестяжания, мира, кротости и любви: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы в дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:8-10).
Если Иисус вместо ветхозаветного «око за око и зуб за зуб» учит: «любите врагов ваших, благословляйте  проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44), то Мухаммед не только восстанавливает ветхозаветный закон, но и ужесточает его, утверждая обычай кровной мести «И не убивайте живую душу. Это сделал запретным Аллах, разве что по праву мести. А если кто убит безвинно, то власть над убийцей дали Мы наследнику убиенного, но пусть не превышает меру в мести – от Нас ему помощь и спасение.» (К.17:33).
Христос призывает своих последователей иметь одну жену и не разводиться с нею, кроме вины прелюбодеяния (Мф. 5:32), а «последний пророк» не только разрешает мусульманам иметь 4 жены «И если вы боитесь, что будуте в разделе несправедливы к сиротам или к женам, то берите себе таких женщин, что придутся вам по душе – двух, трех или четырёх. А если боитесь, что будете несправедливы к ним в разделе, то берите одну жену или невольниц, которыми владеет ваша десница. Так избежите зла и будете ближе к благочестивому поведению» (К.4:3), но и до крайностей облегчает и упрощает процедуру развода:
«Развод допустим и есть две возможности: муж либо удерживает жену по-хорошему, и по закону, либо по-хорошему отпускает. И не дозволено вам отбирать ничего из того, что дали вы женам, разве что оба супруга убоятся нарушить пределы, установленные Аллахом. И если убоитесь вы, что не соблюдаете пределов, установленных Аллахом, то не будет греха, если женщина выкупиться частью своего достояния. Это приделы установленные Аллахом, не преступайте же их, а те, что преступят пределы, установленные Аллахом, совершат преступление» (К.2:229); «А если супруги разойдутся, то Аллах даст замену каждому из них из обилия своих милостей, поистине, Аллах обилен милостями и мудр»  (4:130).
По нормам Шариата достаточно мужу в гневе повторить трижды: «ты мне не жена» и брак считается расторгнутым (см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 142)! А можно и без гнева произнести формулу развода: «Жена моя (имя) свободна!» и брак считается расторгнутым (см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 140).
Апостол Павел пишет, что неверующий муж освящается через верующую жену и наоборот, и не разрешает в таких случаях разводиться, а Мухаммед категорически запрещает браки с язычниками: «Не берите в жены язычниц, пока они не уверуют» (К.2:221).
Шариатом допускается брак мусульманина с «людьми Писания» (то есть с иудейкой или христианкой но никак не наоборот. Мусульманка ни при каких условиях «не имеет права быть женой немусульманина» (см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 136).
Исправляя древнюю заповедь «не приступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» (Лев. 19:12; Втор. 23:21), Евангелие учит: «не клянитесь вовсе» (Мф. 5:34), а Коран заполнен цветистыми клятвами, открывающими мекканские суры: 68, 75, 77, 79, 85, 86, 89, 90, 91, 92, 93, 95, 100, 103.  вот образец подобного рода:
«Клянусь зарей рассветной,
И десяти ночами в месяце заветном,
Четным и нечетным,
И ночью, идущей путем обычным». (К.89:1-4)

 

Поэтичность этих строк восхищала Пушкина, написавшего даже «Подражание Корану»  именно на эти аяты:
«Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечем и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернюю молитвой», и т.д.

 

Но для нас важно заметить, что Мухаммед не только сам клялся в Коране, но и позволял своим последователям нарушать клятву: «Не взыщет Аллах за пустые слова в ваших клятвах…» (К.2:225-226), «Установил для вас Аллах разрешение от клятв ваших, Аллах – ваш покровитель. Он мудр и всемогущ» (К.66:2).
Христос учит незлобию: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).
Мусульманский же «Господь» говорит ангелам: «Я вселю ужас в сердца неверных. Рубите же им головы, отсекайте руки и ноги» (К.8:12).
А какой контраст в окончании земного пути, между всеми, оставленным Иисусом, добровольно принесшим Себя в жертву за грехи человечества и победоносным завоевателем Мухаммедом, подчинившим своей власти всех своих врагов, наслаждавшимся мучениями противников, покорностью подданных, ласками многочисленных жен и услужением рабов и рабынь, которых только перед самой смертью он отпустил на волю!
Думаю, что приведенных примеров более чем достаточно, чтобы убедиться в полной противоположности, как учений Евангелия и Корана, так и личностей, создавших их!

 

– Действительно, после столь близкого знакомства с учением Мухаммеда не остается никаких иллюзий о едином Боге мусульман и христиан. И какими бы миролюбивыми рассуждениями ни прикрывали адепты ислама, агрессивную сущность своей религии, им никак не удастся закамуфлировать конечную цель, поставленную «пророком» Мухаммедом – мировую экспансию и мировое господство ислама.

 

– Да, ведь мусульмане совершенно открыто заявляют об этом.
«Согласно учению ислама, каждый мукалляф (т.е. совершеннолетний человек, слышавший об исламе) обязан принять ислам, в противном случае он, невзирая на свои поступки (хорошие или плохие) обречен на вечное пребывание в аду» (Д. В. Брилев. Ислам – М., 2006, стр. 105).
Вот так-то, дорогие мои мукалляфы!
А что за чудные законы Шариата, получившие силу государственных, процветают в странах победившего ислама!
Ладно еще – членовредительство за воровство по слову пророка: «Вору и воровке рубите руки в воздаяние за то, что они совершили, это наказание от Аллаха, ведь Аллах славен и мудр» (К.5:38).

 

– Но и тут возникает проблема. Ведь никакая юриспруденция не застрахована от ошибок. Что же тогда – назад, пришивать руку? Ведь не у каждого она прирастет сама, как у Иоанна Дамаскина по молитве прсвт. Богородице.

 

– Как ни удивительно, но эта возможность предусмотрена 4-ой сессией Совета Исламской академии правоведения (ФИКХА), созванной в Джиде (Саудовская Аравия) 6-11 февраля 1988 года.
Пункт №3 26-го постановления 4-ой сессии гласит: «Восстановление органов, отсеченных во время актов исполнения наказаний (хадд) или возмездия (кисас) разрешено также в случаях, когда произошла ошибка при вынесении приговора или его исполнении» (см. Керимов. Шариат. – СПб., 2007, стр. 483).
Труднее исправить приведенный в исполнение смертный приговор. А он весьма распространен в странах ислама.
Прежде всего, смертью  карается «худший из грехов» – хула на ислам «А потом накажем Мы тех, кто совершали худший из грехов – опровергали знамения Аллаха и подвергали их осмеянию» (К.30:10) и его основателя.

 

У многих ещё в памяти шум, поднятый европейскими СМИ в конце ХХ века в связи с неким Рушди, написавшем книгу о Коране под названием «Сатанинские стихи». Глубокое возмущение во всем мире вызвало тогда решение иранского суда о приговорении его к смертной казни. А это, оказывается, всего лишь обычная норма Шариата! И, несмотря на то, что сам Рушди находился тогда в Европе, ему пришлось прибегнуть к защите великобританских спецслужб, переменить имя и сделать пластическую операцию, чтобы избежать осуществления смертного приговора. После этого никто уже не решался «дразнить» мусульман, даже в Европе, не говоря уж об исламских странах, где это просто немыслимо. Это ведь христиан можно оскорблять, устраивая в их собственной столице богохульственную выставку «Осторожно религия», или, не обращая внимания на протесты патриарха, показывать на Пасху фильм «Последнее искушение Христа», да потом еще и возмущаться «неполиткорректной» реакцией этих «православных фанатиков»! А попробовали бы они затронуть веру мусульман! Что бы с ними было?

 

– А не боитесь Вы за свою проповедь против ислама заслужить смертный приговор?

 

– Во-первых, эта норма шариата действует только в исламских странах и применяется к христианской проповеди среди мусульман с целью обратить их в свою веру, а я беседую с православными единоверцами своей страны, с целью указать им на различия между христианством и исламом,  которые, в отличие от журналистов, никак не могут отрицать самые серьезные и авторитетные мусульманские богословы (иначе экспансия ислама на христианские территории была бы лишена всякого смысла). При этом я, как видите, не выдвигаю каких-либо голословных утверждений,  но все выводы основываю только на приведенных аятах Корана и на вытекающих из них нормах Шариата.

 

– А во-вторых?

 

– А во-вторых, я нисколько не боюсь гонений и даже смерти за Христа и, хоть и недостойный, готов повторить вслед за апостолом Павлом: «Смерть мне  приобретение и Христос моя награда». И потом, я уже не молодой человек, большая часть моей жизни позади. И если Господь уготовал мне мученический венец (к чему я сам, конечно же, никоим образом не стремлюсь), я с благодарностью приму его, потому что тогда мне простятся многие мои прегрешения,  за которые иначе – увы – придется держать ответ перед Богом.

 

– А за какие действия  еще полагается смертная казнь по законам Шариата?

 

– Также смертной казнью наказывается переход из ислама в любую другую религию (см. Максимов, Смоляр.«Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 101).
Вот два примера из раннего ислама – времени правления 4-го «праведного» халифа Али – племянника (или двоюродного брата) и зятя Мухаммеда: «Один мусульманин принял христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя они предлагали ему много денег. Он сжег тело». «Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али закованным в цепи… Тогда Али сказал: «убейте его». Его убили и Али приказал сжечь тело» (см. Максимов, Смоляр. «Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 101).
Но не думайте, что это изуверство осталось в далеком прошлом. Действующее законодательство Ирана, Ирака, Йемена, Саудовской Аравии, ОАЭ, Мавритании и др. до сих пор применяет смертную казнь против обратившегося в христианство или другую религию. Примеры? Сколько угодно!
Статья №306 Конституции Мавритании гласит: «Всякому мусульманину, виновному в отступничестве от веры словом или делом, надлежит принести покаяние в течение трех дней, в противном случае он приговаривается к смертной казни, как вероотступник, а его имущество надлежит конфискации и передаче в доход государства» (см. Максимов, Смоляр. «Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 74).
Верховный суд Египта, чуть мягче, приговаривает отвернувшихся от ислама мусульман «всего лишь» к гражданской смерти. Они теряют свои гражданские права, в том числе и право наследования. Не могут занимать государственных должностей, не могут снимать денежные средства со своих банковских счетов. Их убийцы не несут никакого наказания, поскольку жертвы юридически признаны «умершими». В случае бегства за границу их имущество делится между наследниками, жены считаются вдовами и могут снова выходить замуж.
И эти юридические нормы в странах ислама не остаются только на бумаге. Вот только несколько примеров последних лет: «в 1991 году в Иране за обращение в христианство был повешен Хуссейн Судманд. В 2000 году в Йемене был приговорен к смертной казни за то же самое Мухаммед Омер Али Хаджи. В 1995 году в Саудовской Аравии были отрублены головы филиппинским христианам, которые тайно собрались на молитву перед Рождеством (в этой стране запрещены любые немусульманские религиозные собрания)» (см. Максимов, Смоляр.«Ислам, Буддизм, Иудаизм. – М., 2006, стр. 74).

 

– Даже не верится в такую дикость.

 

– А между тем – это реальные факты современной действительности. И наших внуков, а может уже и детей, ожидает подобная перспектива. Ведь христианские народы вымирают. Например, население России ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек. Да еще и по абортам, совсем недавно, мы занимали первое место в мире (в расчете на душу населения). И только совсем недавно мы уступили это печальное и позорное первенство Румынии. Но по абсолютным показателям – продолжаем быть «впереди планеты всей», уничтожая по 4 миллиона нерожденных младенцев в год – больше, чем любой Гитлер и любая атомная бомба!
   Нетрудно подсчитать, сколько русских, да и вообще славян – останется через 30-50 лет, если вымирание народа будет продолжаться прежними темпами.
А мусульмане слушаются Аллаха и не убивают своих младенцев. Во всех странах, где они поселяются, их численность растет с угрожающей быстротой. Строятся мечети, усиливается влияние Ислама. В конце концов, неминуемо повториться история с Косово: в исконно православных землях возобладает разросшееся мусульманское население и вытеснит (а скорее просто выгонит), прежних хозяев из отчего края, из отчего дома.

 

– Как это все печально и удручающе! Неужели нет никакого выхода?

 

– Выход – один: исповедовать свою православную веру не только на словах, но и на деле: это вопрос жизни или смерти? Нужно всем понять, что аборт – это ужаснейшее преступление и начать рожать всех детей, которых дарует Бог. Представьте себе, что будет, если вместо потери  700-800 тысяч, мы будем иметь ежегодный прирост населения на 4 миллиона – тех, что погибают сегодня в абортах. Да за 5 лет мы увеличимся на 20 миллионов! А за 20?!, А за 50?!
По статистике в дореволюционной России только за время царствования Николая II население страны выросло на 27 миллионов человек. По расчетам Менделеева к концу ХХ века – при тех же темпах роста – население России должно было составить 600 миллионов человек.  Конечно, часть населения осталась на отколовшихся после революции территориях Польши, Финляндии, а после перестройки прибалтийских, кавказских и азиатских республик. При самой большой натяжке это никак не больше 100 миллионов.

 

– Но остальные-то где?

 

– Большую часть уничтожили коммунисты в гражданских войнах, в репрессиях, в бездарном руководстве войсками во время Великой Отечественной войны, когда на одного погибшего фашиста приходилось несколько наших солдат. Ну, а оставшихся успешно «добивают» «либералы» и «демократы», навязывая нам «общечеловеческие ценности и свободы» – свободную любовь, гомосексуализм, наркоманию – все, что ведет к сокращению населения, к ослаблению страны.

 

– Справедливости ради, замечу, что подобная же ситуация с рождаемостью и демографическими проблемами наблюдается и в благополучных странах Европы и США, где только за счет интенсивной иммиграции, она пока еще не принимает угрожающих размеров.

 

– Ничего удивительного, ведь и там действуют те же самые законы безбожия и противобожия, которые стремятся окончательно разрушить и уничтожить потерявшую веру «постхристианскую» цивилизацию. Их ли нам брать за образец? Им ли следует подражать? «слепой слепого водя – оба в яму упадут!».
Но почему-то мне верится, что Господь этого не допустит. Ну не самоубийцы же мы, в конце-то концов. Должны же вернуться на путь веры, на путь спасения!

 

– А если допустит? Если  не вернемся?

 

– Тогда это будет означать, что действительно настают последние времена и нам – остатку православных христиан – тем более надо будет заботиться о спасении души в окружении враждебного мира агрессивной безбожности – с одной стороны и, не менее агрессивной мусульманской экспансии – с другой.
В любом случае единственный выход – стремиться стяжать дух мирен, приближающий нас ко Господу, от любви которого нас не смогут отлучить никакие внешние события и обстоятельства! Больше того – любые катастрофы, несчастья и потрясения всемилостивый Бог промыслительно обратит в нашу пользу – на пользу нашей души, на пользу нашего спасения. Поэтому нам с вами – православным христианам – бояться нечего! С нами Бог и никтоже на ны! Слава Богу за все!

 

– Аминь!

 

25.08.2007

 


 

Примечание 1: Подразумевается, по видимому, что сестра Аарона и Моисея – Мариам и пресвятая Богородица и приснодева Мария – одно и то же лицо?