Благочиние Влахернского округа города Москвы

Святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
    Имя свт. Николая известно во всем христианском мире. Почему же незначительный архиерей из ничем не примечательного городка Миры в Ликийской области на окраине Римской империи, не оставивший после себя богословских трудов и занимавший скромную провинциальную (отнюдь не столичную) кафедру, заслужил столь широкое всемирное почитание?
    Он прославился своей добротой и отзывчивостью.
    Недаром вся Европа знает его под именем Санта Клауса (т.е. Святого Николауса), приносящего рождественские подарки. А у нас в России он почитается как великий чудотворец и угодник Христов! Можно безошибочно сказать, что на Руси нет ни одного храма, ни одной православной семьи, где бы не было образа этого великого святителя. Это особое почитание вызвано тем, что первый русский князь – христианин – Аскольд  был крещен во имя свт. Николая. Ему не довелось крестить Русь, потому что другой князь – язычник – Олег, обманом (под видом купцов) в 886 г. захватил Киев и убил самого князя. И последний русский царь - Николай 11, также убитый безбожниками, носил то же имя свт. Николая. Св. равноап. княгиня Ольга впоследствии воздвигла над Аскольдовой могилой первый русских храм  в честь свт. Николая (кстати, и первая русская опера, еще до глинковского «Ивана Сусанина»,  была посвящена композитором А. Н. Верстовским именно этой Аскольдовой могиле). А спустя еще несколько десятилетий в 988 г. в Никольской церкви г.Корсуня (Херсона) близ нынешнего Севастополя крестился святой просветитель Руси равноап. князь Владимир. 
    Таким образом,  свт. Николай стоял у колыбели Русской Церкви. Неудивительно, что почитание его распространилось во всех краях русской земли. Мы знаем иконы Николы Можайского, Николы Зарайского, Николы Мокрого и многих других, вызванных его чудесным заступничеством. Его почитают своим покровителем рыбаки и мореплаватели, путешественники и узники. Примечательно, что когда  святые мощи свт. Николая были перенесены в 1087 году из Мир Ликийских в Бари, лишь одна из всех поместных церквей – наша Русская Православная Церковь  – сделала это событие своим церковным праздником. 
    Мало кто знает, что  г. Бари в Южной Италии на берегу Адриатического моря - тогда еще принадлежал Византийскому императору и входил в юрисдикцию православного Константинопольского патриарха. А  значит, речь не могла идти о похищении православной святыни коварными католиками. Наоборот, этим перенесением, хоть и обманным путем, великая православная святыня был спасена от уничтожения фанатичных мусульман – арабских завоевателей, через два года (в 1089 году) захвативших Миры и разрушивших храм, в котором пребывали мощи свт. Николая.
    Мы величаем свт. Николая «правилом (т.е. образцом) веры и образом кротости». Из его жития мы знаем, что будучи племянником правящего в Патарах епископа, посвятившего благочестивого юношу в сан иерея, будущий святитель не хотел пользоваться родственной протекцией и, убегая от мирской славы, пришел никому неведомым странником в Мирликийский храм.  А вышел из него в сане архиепископа.
    Почему же этот кроткий добрый пастырь был непримирим (вплоть до рукоприкладства)  к знаменитому александрийскому проповеднику и ученому богослову Арию, известному чистотой своей аскетической жизни, остротою ума и виновному «только» в том, что он имел свое «особое» мнение о личности Христа и активно распространял его!
    Раскольники и еретики, разрушают единство Церкви, «раздирая ризу Христову» и увлекая в погибель своих последователей! Находясь в прелести высокоумия и  возгордившись своими талантами, Арий вольно или невольно превратился в слепое орудие диавольских сил. Поэтому и восстал на него ревностный пастырь Христов, защищавший свое словесное стадо от кровожадного волка.
Вот и теперь нашу Русскую Церковь пытаются  расшатать различные раскольники, стремящиеся разрушить единство нашей Церкви и совратить с пути спасения наших братьев и сестер. Мириться с этими «волками в овечьей шкуре» - значит молча соглашаться с их разрушительной деятельностью и,  таким образом,  поддерживать ее. 
    Свт. Николай и ныне, через 16 веков после окончания своего земного пути, продолжает посрамлять «умников» отрицающих чудеса Божии. Вот уже полторы тысячи лет его святые мощи источают благоуханное миро. И это непрекращающееся чудо для нас, верующих,  – знак неоскудевающей благодати Божией, изливающейся на всех, с верою и надеждою прибегающих к помощи и заступничеству великого чудотворца и угодника Божия - святителя Николая, егоже молитвами да спасет нас воскресший Христос.  Аминь!
Прот. Виктор Шкабурин.
22 мая  2023 г.