Благочиние Влахернского округа города Москвы

Утреня Великой Субботы с чином погребения Плащаницы

Вечером 29 апреля 2016 года, в канун Великой Субботы, в  Свято-Тихоновском храме была совершена утреня с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Настоятелю храма сослужило все духовенство прихода.
После пения тропарей на «Бог Господь» настоятель и сослужащее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями (похвалами) в честь Господа, «в мертвецех вменившагося».
В начале утрени читается семнадцатая кафизма, которую читают при отпевании усопших или на панихидах. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.
И как символ грядущей победы сразу после чтения кафизмы поются воскресные тропари «Ангельский собор».
«Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему,» – так начинается канон Великой Субботы «Волною морскою».
Слова канона – так же плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет:
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».
В окончании утрени Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма под пение «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.
И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения верующим.
По окончании великого славословия с пением погребального «Святый Боже» плащаницу обнесли вокруг храма.
Затем перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8), после чего архипастырь прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).