Благочиние Влахернского округа города Москвы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается/,
и лествица к небеси гроб бывает…
Стихира на Господи воззвах, глас 1
.

Каждый год все православные христиане встречают этот праздник, предваряя его двухнедельным строгим постом. В этом труде поста – напоминание о том, что Пресвятая Дева Мария за чистоту сердца и добродетели была избрана Богом стать Матерью Бога-Слова. Трудом, постом и молитвой Она внутренне готовила Себя к предстоящему служению. Господь призрел на Ее смирение, молитвенные подвиги и сердечное сокрушение, любовь к людям. Благодаря Ей человечество обрело воплотившегося Сына Божия – Христа Спасителя.

Праздник Успения Божией Матери напоминает всем нам о любви Ее к роду человеческому. Вся жизнь Пресвятой Богородицы состояла в том, чтобы служить Христу, затем помогать в деле проповеди апостолам, которые находили в Ней утешение и отраду, духовную и молитвенную поддержку. Мы в своих нуждах тоже просим Божию Матерь о помощи, получаем просимое и должны благодарить Ее. Мы имеем надежду своего спасения в том, что находимся под Ее покровом.

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы праздника духовенством храма во главе с настоятелем прот.Виктором Шкабуриным было совершено торжественное Всенощное бдение с чином выноса святой плащаницы Пресвятой Богородицы . Утром следующего дня впервые после летнего перерыва были совершены две Божественные литургии, где многочисленные прихожане собравшиеся в смогли причаститься святых Христовых Тайн. Вечером этого же дня было совершено "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", иначе называемый чин Погребения Божией Матери. Это весьма умилительное богослужение, наполненное трогательными и, вместе с тем, торжественно-праздничныхми молитвословиями, в настоящее время совершается повсеместно и собирает множество православного народа.

Чин Погребения Божией Матери имеет в своей основе Иерусалимское последование, составленное по подобию службы Великой Субботы. Особо торжественно он совершается в Иерусалиме, в Гефсимании, на месте погребения Богоматери. Служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее - "Похвалы", или "Непорочны", - представляет собой очень искусное подражание великосубботним "Похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси. Со временем эта служба была почти забыта и восстановлена лишь в XIX в. попечением митр. Московского Филарета (Дроздова).

При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена духовенством при участии многочисленных прихожан вокруг Свято-Тихоновского храма, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.